малотоннажное
модульное судостроение

Буксирно-моторные катера нового поколения (журнал «Национальная обороны», №3-2016).

В 2015 году подмосковное предприятие АО «КАМПО» приступило к выполнению ОКР по созданию буксирно-моторного катера БМК-МТ, предназначенного для моторизации понтонных парков инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Работа выполняется в соответствии с тактико-техническими требованиями инженерных войск ВС РФ и во взаимодействии со специалистами ФГБУ «Центральный научно-исследовательский испытательный институт инженерных войск» Минобороны России.
В текущем году был построен опытный образец нового буксирно-моторного катера БМК-МТ (проекта 02630). Более подробно о нем расскажет наш собеседник – советник Генерального директора АО «КАМПО» по судостроению Гаджиев Эмин Тофикович.

- Эмин Тофикович, скажите, пожалуйста, чем была вызвана необходимость разработки нового БМК? Ведь на сегодняшний день понтонные парки инженерных войск неплохо оснащены буксирно-моторными катерами – это всем известные БМК 460, БМК-225, БМК-Т, БМК-130.

- Создание буксирно-моторного катера  нового проекта связано с необходимостью замены морально и физически устаревших катеров предыдущих поколений, а также с потребностью в более эффективных средствах моторизации понтонных парков.

Самые новые из эксплуатируемых в настоящее время катеров – БМК-225 были разработаны  в начале 1990-х годов, то есть более 20 лет назад. Эти катера, в свою очередь, пришли на смену катерам типов БМК-130, БМК-150 и БМК-Т, спроектированным в 1950-1970 годы. Все указанные типы БМК и по сей день используются в составе средств моторизации общевойсковых понтонных парков. В середине 1980-х началось поступление в войска катеров БМК-460, предназначенных для обслуживания  понтонных парков специального назначения.

Наш новый катер задуман как средство, обеспечивающее моторизацию всех типов понтонных парков, состоящих на вооружении инженерных войск: как общевойсковых – ПМП, ПМП-М, ПП-91, ПП-2005, так и специальных – ППС-84. По своим тактико-техническим характеристикам он способен заменить собой любой из БМК предыдущих поколений.

Задача создания нового катера стала особенно актуальной в связи с проводимым в настоящее время обновлением техники инженерных войск ВС РФ, в частности – оснащением частей и подразделений современными средствами преодоления водных преград.

- Каковы особенности нового проекта буксирно-моторного катера, основные отличия от аналогов? В чем преимущества?

- Новый катер создан с учетом богатого опыта эксплуатации БМК в войсках и современных тенденций развития подобной техники. В его конструкции сочетаются наиболее удачные и проверенные временем решения, реализованные на катерах предыдущих поколений (обводы корпуса – санного типа с боковыми поплавками, движительно-рулевой комплекс в составе двух винтов фиксированного шага в насадках), с использованием самых современных технических средств, комплектующих изделий и материалов.

Основное внимание при создании БМК-МТ уделено достижению заданных тяговых и ходовых качеств с одновременным качественным повышением уровня его эксплуатационной надежности и эргономики.

Конструкция корпуса БМК-МТ выполнена в соответствии с требованиями правил Российского Речного Регистра и отличается высокой общей прочностью, стойкостью к ударным нагрузкам, характерным для специфики применения БМК, а также прочностью всех внешних водонепроницаемых закрытий (съемных листов, люков и т. д.). Этим обеспечиваются преимущества нашего катера в таких показателях надежности, как долговечность и безотказность. Этим же достигается безопасность применения катера в условиях эксплуатации, заданных заказчиком.

Механическая установка с двумя дизель-редукторными агрегатами (кстати, производства нашего предприятия) способствует хорошей живучести катера в реальных условиях боевой обстановки. По удобству обслуживания механизмов и систем механической установки (как и любого другого установленного на катере оборудования) БМК-МТ ушел далеко вперед по сравнению с любым другим известным БМК. Благодаря этому, а также кропотливому подбору основного оборудования наш катер отличается отличной ремонтопригодностью.

Особо следует отметить удачную эргономику БМК-МТ. Катер имеет просторную рубку с удобным входом через судовую дверь. Системами вентиляции и обогрева, средствами звуко- и термоизоляции в рубке создаются комфортные условия обитаемости. С рабочего места моториста, оборудованного удобным судоводительским креслом, обеспечивается круговой обзор. Стекла рубки для предотвращения отпотевания сделаны обогреваемыми. Удобство расположения всего, что должно размещаться в рубке (включая личное оружие,  запасы провизии и воды и т.д.), продумано до мелочей.  

Хочу отметить, что для БМК эргономика – это не только комфорт в общепринятом смысле этого слова, а средство обеспечения эффективности действий экипажа, в том числе в экстремальных условиях боевой обстановки.

- На какой стадии сейчас находится проект? Какие процедуры необходимы для того, чтобы катер оказался в строю?

- Строительство опытного образца катера было завершено в апреле 2016 года, а вскоре БМК-МТ успешно прошел предварительные испытания, в ходе которых полностью подтвердил назначенные ТТЗ характеристики.

В июне текущего года на реке Оке в районе города Мурома Владимирской области состоялись сравнительные испытания трех опытных образцов перспективных БМК. Помимо нашего катера участниками испытаний стали БМК, построенные еще двумя предприятиями. По результатам сравнительных испытаний БМК-МТ производства АО «КАМПО» был признан катером, в котором весь комплекс требований заказчика реализован в наилучшем виде.

Впереди у катера государственные испытания. Именно от их результатов зависит возможность скорейшего принятия БМК-МТ на снабжение.

- Что оценивалось в процессе сравнительных испытаний катеров?

- Оценивались самые различные показатели катера, оказывающие влияние на эффективность его использования при решении задач по назначению. В числе этих показателей – ходовые и маневренные качества, тяговые характеристики, комплекс эргономических параметров, работа специального оборудования и многое другое.

В ходе испытаний проверялась выгрузка катера с понтонного автомобиля на воду и загрузка его на автомобиль, выполнение катером различных действий на воде, как в одиночном режиме, так и при буксировках катером парома (различными способами и с различной нагрузкой, включая, танк Т-80У). Испытания проводились днем и в ночное время.

БМК-МТ продемонстрировал отличные скоростные, тяговые и маневренные характеристики, возможность работы со всеми типами понтонных парков инженерных войск, а также простоту и удобство эксплуатации.

В целом испытания продемонстрировали правильность выбора основных конструктивных решений по общей компоновке, форме корпуса и типу механической установки.

Одновременно были определены пути дальнейшего совершенствования конструкции катера.

- Насколько известно, на судостроительном производстве «КАМПО» производятся не только буксирно-моторные катера, но и морские поисково-спасательные суда?

- Совершенно верно. Предприятием ведется строительство многофункциональных модульных катеров поисково-спасательного обеспечения (ПСО) для ВМФ.  В прошлом году нами завершено выполнение государственного контракта на поставку флоту двенадцати таких катеров по проекту 23370 (водоизмещением 120 т). В текущем году мы приступили к исполнению нового трехлетнего контракта на поставку в период с 2016 по 2018 годы многофункциональных модульных катеров ПСО нового проекта – 23370М (водоизмещением  140 т), являющихся развитием проекта 23370.Кроме того, АО «КАМПО» освоило строительство плавучих сооружений на базе модульных понтонных систем собственной разработки. В течение 2014 и 2015 годов нашим предприятием было поставлено для ВМФ пять модульных плавучих причалов (длиной около 48 м) и столько же модульных плавучих рабочих площадок.
 

Как многофункциональные модульные катера проекта 23370, так и модульные плавпричалы и рабочие площадки оснащены комплексом специализированного оборудования в составе съемных функциональных контейнерных модулей различного назначения, устанавливаемых на палубу плавсредств при помощи стандартных креплений. Контейнерные модули нашего производства выполнены в габаритах стандартных 10- и 20-футовых морских контейнеров.

Как видим, перечисленные плавсредства являются достаточно крупными сооружениями. Поэтому доставка их к месту назначения с «сухопутного» предприятия, каким является АО «КАМПО», осуществляется автотранспортом в разобранном на отдельные модули виде. Отсюда и неоднократно прозвучавший термин  «модульность».
Буксирно-моторный катер проекта 02630 является первым «немодульным» изделием нашего судостроительного производства и открывает собой новое, перспективное направление деятельности АО «КАМПО» в области строительства малых катеров специального назначения.