малотоннажное
модульное судостроение

Подмосковное судостроение – дорога от мечты к реальности (журнал «Корабел», №1-2019)

Может ли предприятие, расположенное вдали от судоходных водных путей, развивать судостроительное производство и строить морские суда?

Еще несколько лет назад ответ на такой вопрос был бы очевидным - конечно же нет, ведь для производства судостроительной продукции необходимо наличие судоходной акватории. Сегодня можно с уверенностью сказать, что это возможно. АО «КАМПО», расположенное в городе Орехово-Зуево Московской области, с 2012 года успешно развивает свое судостроительное направление и линейку выпускаемой продукции. Сегодня в судостроительной номенклатуре завода – многофункциональные модульные катера, понтонные причалы и рабочие площадки, буксирно-моторные катера и бонопостановщики. О том, каким образом «сухопутному» приборостроительному предприятию удалось ворваться на рынок судостроения России, а также о том, чего достигло судостроение АО «КАМПО» к концу 2018 года, мы поговорили с заместителем Генерального директора АО «КАМПО» по судостроению Андреем Щербанем.

Андрей Александрович, скажите несколько слов об истории предприятия

АО «КАМПО» в этом году отметило 65 летний юбилей. Начиная свою деятельность как КБ Дыхательной техники, предприятие изначально занималось разработкой кислородно-дыхательной аппаратуры для систем жизнеобеспечения самолетов и орбитальных космических станций. Сегодня оно является ведущим на территории РФ и стран СНГ разработчиком и производителем дыхательного оборудования для авиации, космонавтики, экстренной медицины, снаряжения и оборудования для водолазного и пожарного дела, широкой номенклатуры специальных ножей. Осваиваем производство баллонов высокого давления, аварийно-спасательных средств, пневматического оружия и многого другого.

Судостроительное направление, которому в этом году исполнилось 6 лет, конечно, наше самое крупное, любимое и успешное «дитя». На данный момент общий штат сотрудников, которые задействованы в строительстве катеров - более 200 человек. Из них - 14 конструкторов, около 160 производственных рабочих и порядка 50 инженерно-технических работников.

Как пришли к судостроению? Необычный путь для приборостроительного предприятия.

Почему мы занялись судостроением? Вопрос сложный, на него нет однозначного ответа.

Объективно то, что предприятие не имеет права останавливаться в своем развитии. Иначе оно просто утонет под грузом внешних обстоятельств. С другой стороны – внешняя среда предоставляет и массу новых возможностей, надо лишь не лениться и не бояться их видеть. В 2010 году мы собственными силами провели серьезное исследование рынка малотоннажного флота России. Ситуация, которая нам открылась, как говорится, в цифрах, показала острый дефицит и огромную потребность в современных многофункциональных судах вспомогательного и технического флота.

Мы понимали, что эта, пока никем незаполненная, рыночная ниша, в условиях насыщения традиционных для нас рынков дыхательного оборудования дает уникальные возможности для развития, диверсификации, расширения компетенций, выживания в новых рыночных условиях.

«КАМПО» является давним поставщиком водолазного и спасательного снаряжения для Военно-Морского Флота, для судостроительных заводов при комплектовании строящихся, ремонтируемых и модернизируемых кораблей и судов, для поставщиков оборудования в составе мобильных контейнерных комплексов для Минобороны России, МЧС России и гражданских водолазных организаций. Мы понимали, что появление многофункциональных плавучих носителей различного оборудования будет стимулировать и потребность в технических средствах, как традиционных для нас, так и пока нами не освоенных в производстве.

Для каждого, кто стоял у истоков судостроительного направления «КАМПО», это стало новым делом и личным вызовом, ведь среди нас тогда не было профессиональных судостроителей. Но был очень позитивный настрой и интерес вместе с коллегами выстроить новую концепцию плавсредств и их производства и её реализовать.

Ну, а богатый опыт «КАМПО» в производстве морской, водолазной, авиационно-космической и дыхательной техники, а также репутация завода как надежного исполнителя Гособоронзаказа стали залогом того, что Заказчики поверили в нас, как в судостроительное предприятие. И мы это доверие оправдываем.

Мотивация понятна. Но что с реализацией? Ведь ни условий для строительства судов, ни оборудованных площадей, ни опыта производства судов, да и вообще крупной техники, у АО «КАМПО» на тот момент не было?

Как вы правильно заметили, на тот момент у предприятия не было ничего, из Вами перечисленного. Решение проблемы отсутствия опыта и оборудованных площадей, по большому счету, - тактическая задача, организационно-управленческая. При наличии на предприятии отлаженных процессов управления, системы менеджмента качества и полноценной инфраструктуры обеспечивающих подразделений - нанизать на эту основу еще одно товарное направление –сложно, но понятно и выполнимо.

А вот решение проблемы испытаний судов, их доставки заказчику, при отсутствии в регионе судоходных водных путей потребовало действительно серьезных усилий. Именно здесь, в процессе взаимодействия с потенциальными потребителями, с проектантами, с маркетологами, с технологами, с транспортными компаниями сформировалась идея модульного подхода к строительству и комплектованию катеров.

Мы много говорили и писали об этом подходе, в том числе на страницах Вашего издания (№4, 2016 – прим. ред.).

Сегодня нами реализованы проекты модульных плавсредств – многофункциональные катера пр. 23370 и пр. 23370М, плавучие причалы и плавучие рабочие площадки.

Можете напомнить о модульном подходе?

Конструктивно наши суда состоят из блок-модулей высокого насыщения, которые соединяются в единый комплекс на достроечной площадке, максимально приближенной к месту последующей эксплуатации катеров. Таким образом, более оптимально распределяется загрузка производственных мощностей, экономится моторесурс механизмов катера на перегоне. Достигается возможность удаленного строительства достаточно крупных судов. Так, водоизмещение первого модульного катера пр. 23370 – 100 тонн, пр. 23370М – 140 тонн, модульного причала пр. 02210 – 140 тонн.

Достройка модульного судна может проводиться на любой площадке, где есть крановое оборудование, без привлечения судостроительных мощностей. Доставляться готовые блок-модули к достроечной площадке могут любым видом транспорта, преимущественно используется автомобильный транспорт. При этом, габариты блок-модулей укладываются в установленные ПДД нормы. Это модульность конструктивная.

Но есть еще модульность функциональная. По сути, наши модульные суда – это платформы, которые можно оснащать любым специальным оборудованием, в том числе укомплектованным в съемные морские контейнеры.

Например, на катера поисково-спасательного обеспечения проекта 23370 в исполнении «катер для подводно-технических работ» установлены 20-футовый контейнер с водолазным комплексом и 10-футовый контейнер с аварийно-спасательным имуществом, а на катере поисково-спасательного обеспечения пр. 23370М – два 20-футовых контейнера, один водолазный, второй противопожарный.

Модульный причал пр. 02210 укомплектован аварийно-спасательным имуществом, которое установлено на нем как в контейнерах на палубе, так и в пространстве внутри понтонов.

Если заказчику необходимо иное исполнение судна, в таких же контейнерах может быть поставлено не только спасательное и противопожарное оборудование, но и оборудование для проведения экологического мониторинга, медицинская или иная необходимая техника. Поскольку контейнеры являются съемными, их можно переустанавливать и на другие плавсредства либо использовать суда без установленных контейнеров для перевозки крупногабаритных грузов, техники, людей, проведения работ на акваториях.

Применение модульного подхода позволяет получить готовое судно нового назначения без переработки проектной документации, в сравнительно короткие сроки.

Вы строите свои суда не только на своей площадке, но и на других заводах. По какому принципу вы выбираете предприятия для строительства своих судов? 

Вернее будет сказать, не строим, а достраиваем. Как правило. Ведь основное строительство и комплектование судов производится на территории АО «КАМПО» в Орехово-Зуево. На достроечной площадке происходит сборка модулей в единую конструкцию судна, «наносятся последние штрихи», спуск судна на воду, заводские и государственные испытания, передача судна заказчику.

Выбор достроечной площадки происходит по принципу технической и технологической возможности предприятия, в готовности обеспечить качественно и в установленный срок проведение достроечных работ и постановку судна на воду в собранном состоянии.

Что касается модульных понтонных систем и малых катеров – буксирно-моторных катеров и катеров - бонопостановщиков, то они строятся исключительно на судостроительном производстве «КАМПО» и не требуют достроечной площадки.

Вся произведённая АО «КАМПО» судостроительная техника может перевозиться стандартным грузовым транспортом либо, в силу малогабаритности, либо в силу модульного типа строения, таким образом, доставку можно произвести в любой регион страны.

Расскажите о взаимодействии с заводами-партнерами? С кем понравилось работать больше всего? Какие Вы можете отметить недостатки?

За последние пять лет мы взаимодействовали с ООО СРБ «Фрегат» (г. Севастополь), ООО «Судоремонт-Запад» (г. Светлый), ПАО «Выборгский судостроительный завод» (г. Выборг), ОАО «Мурманский судоремонтный завод Морского флота» (г. Мурманск), ООО «Ливадийский ремонтно-судостроительный завод» (г. Находка, пос. Ливадия), ООО «Судоремвосток» (г. Петропавловск-Камчатский).

С ходу сложно выделить наиболее понравившиеся предприятия. На каждом было комфортно работать, квалифицированные специалисты справлялись с поставленными задачами. Процесс достройки катеров на предоставленных, укомплектованных необходимым технологическим и судоподъёмным оборудованием производственных площадках всех предприятий запомнился исключительно положительными впечатлениями.

Что касается недостатков во взаимодействии? Ну, разве только то, что, в некоторых случаях у партнеров поначалу не было уверенности в том, что возможно провести весь комплекс работ в столь сжатые сроки. Ведь достройка многофункционального модульного катера на достроечной площадке занимает не более одного месяца. Вряд ли можно это назвать недостатком. Понимая важность выполнения поставленной задачи в указанный срок, руководители предприятий способствовали незамедлительному исполнению требований и пожеланий с нашей стороны. И за это хочу выразить нашим заводам-партнерам искреннюю благодарность.

Какое количество судов, каких проектов и каким заказчикам вы поставили за последние 5 лет? Что в перспективе? Планируете ли осваивать гражданское судостроение? 

На сегодняшний день более пятидесяти буксирно-моторных катеров, пятнадцать многофункциональных модульных катеров, серия модульных плавучих комплексов в составе причалов и рабочих площадок, были поставлены по Гособоронзаказу.

Выполнены опытно-конструкторские работы – ОКР «Модуль» по созданию малотоннажных судов-платформ с набором сменного специального оборудования различного назначения, выполненного в модульном исполнении и ОКР «Монтаж» по созданию мобильного плашкоута для выполнения строительно-монтажных работ на воде при сооружении железнодорожных мостов.

В составе многофункциональных катеров, плавучих комплексов, а также в рамках выполненных ОКР построены десятки контейнеризированных палубных модулей различного назначения, в том числе с водолазным, противопожарным, аварийно-спасательным и медицинским имуществом, модуль-мастерская, штабной модуль и другие.

Завершается строительство двух катеров-бонопостановщиков для ПАО «Транснефть». Так что, можно сказать, что мы не только планируем, но уже и активно осваиваем гражданское судостроение.

И последний вопрос – каким вы видите КАМПО через пять-семь лет? Какую продукцию будете выпускать? В целом, расскажите о планах по развитию компании на ближайшую и среднесрочную перспективу?

АО «КАМПО» с уверенностью смотрит в будущее. Планируем расширять номенклатуру как для военных, так и для гражданских заказчиков. Это и номенклатура основного производства, связанная с судостроительной тематикой – судовая мебель, средства для заделки повреждений судов, судовые огнетушители, боцманские ножи, контейнеризированные комплексы и, конечно, собственно судостроительная продукция. Сейчас в рамках Гособоронзаказа строится большой гидрографический катер пр. 23370г «Михаил Казанский» - головной в серии. Продолжается серия буксирно-моторных катеров. Планируем дальнейшее развитие рынка гражданского судостроения.

Сейчас трудно говорить о том, какая тенденция в судостроении будет через столь длительный срок. Надо плотно взаимодействовать с заказчиком, понимать его нужды и потребности, совместно думать над тем, какая новая техника будет способствовать решению его задач наилучшим образом.