Не так давно команда "Корабел.ру" отправилась в новое путешествие. На этот раз в город Орехово-Зуево, где посетила завод "КАМПО". Предприятие существует больше 70 лет, и за это время преодолело большой путь – от специального конструкторского бюро Минавиапрома СССР до многопрофильного производственного предприятия полного цикла.
Сегодня номенклатура АО "КАМПО" – это широкий ассортимент изделий от ножей для профессионального использования и пневматических газобаллонных пистолетов до кислородных приборов, используемых в авиации и космонавтике, морских катеров-катамаранов.
Рецепт успеха мы решили узнать у первого заместителя генерального директора – директора по стратегическому развитию предприятия, Александра Кулика.
В музее АО "КАМПО". Скафандр серии "ОРЛАН" для выхода в открытый космос, включающий в себя агрегаты "КАМПО" / Фото: АО "КАМПО"
– Расскажите, как образовалось название "КАМПО"?
– В 1993 г. было проведено акционирование предприятия и тогда же для него было выбрано универсальное название в виде аббревиатуры, которая легко произносится и запоминается как слово "КАМПО". Это название несет в себе информацию о полном спектре оборудования, которое мы производим. Сегодня номенклатура предприятия значительно расширилась, но название по-прежнему актуально и может быть расшифровано как "Кислородное/Космическое – Авиационное – Морское/Медицинское – Подводное/Пожарное – Оборудование".
– Что сегодня производит АО "КАМПО"?
– Сегодня у нас в номенклатуре, считая исполнения, порядка 10 тыс. видов изделий. Мы проектируем и производим авиационную, космическую, водолазную, спасательную, пожарную, медицинскую технику, испытательное оборудование и тренажеры, судостроительную продукцию, средства борьбы за живучесть кораблей и судов, контейнеризированные комплексы, ножи для профессионального использования, пневматические пистолеты и оборудование для переснаряжения патронов, модульные судовые интерьеры, судовую и кабинетную мебель.
– В вашем оборудовании применяются современные информационные технологии, искусственный интеллект, современная электроника?
– Не каждому оборудованию нужна электроника. Современные технологии и электроника, о которых вы говорите, должна применяться там, где это целесообразно и необходимо. Например, сейчас нами завершена разработка нового транспортного аппарата искусственной вентиляции легких (ИВЛ) с электронным блоком управления. В нем реализованы режимы управления с широким диапазоном настраиваемых параметров, голосовые подсказки. Но, например, голосовые подсказки могут быть бесполезны в условиях масштабной аварии, где шум, крики, звуки сирен, ветер и т.д. Тогда оператор может получать информацию с дисплея.
В профессиональном водолазном оборудовании электроника с трудом приживается, в отличие, например от спортивного дайвинга, где сегодня существуют ребризеры, по своей системе управления режимами похожие на компьютер. Но для исполнения тяжелых профессиональных работ оборудование должно быть как можно более простым, доступным для использования рядовым персоналом водолазных организаций, не зависящим от программного обеспечения, дешевым в обслуживании и ремонтопригодным в условиях эксплуатирующей организации.
– Расскажите про водолазные шлемы, которые вы выпускаете. Насколько нам известно, АО "КАМПО" – единственный в России производитель водолазного снаряжения?
– Водолазное снаряжение – это комплекс технических средств, необходимый и достаточный для обеспечения проведения работ под водой. Мы разрабатываем и производим практически все элементы водолазного снаряжения: светильники, клапаны, дыхательные автоматы, маски, шлемы, боты, ласты и т.д.
Мы не единственные производители, но, думаю, не ошибусь, если скажу что ведущие.
Водолазный шлем – один из основных элементов водолазного снаряжения. Мы производим два вида шлемов: вентилируемые и с легочным автоматом. У них разная сфера применения. Шлем с легочным автоматом – более универсальный, а вот вентилируемый шлем предназначен преимущественно для применения в условиях загрязненной воды, в том числе нефтепродуктами.
В настоящий момент завершена разработка нового цельнолитого шлема из нержавеющей стали – с улучшенными характеристиками, в том числе по шумности, еще более надежного в эксплуатации, более простого в серийном производстве и, следовательно, менее дорогого в себестоимости и закупке. Он предназначен для включения в комплект снаряжения водолазного универсального СВУ-5.
Контейнерный водолазный комплекс / Фото: АО "КАМПО"
– Если я, как частное лицо, захочу заняться дайвингом, я смогу купить Ваше водолазное снаряжение?
– Купить снаряжение вы, конечно, можете, но нужно ли это делать? Водолазное снаряжение предназначено для проведения работ под водой, а не для отдыха и наблюдения за красотами подводного мира. Для использования профессионального снаряжения и производства работ необходимо пройти обучение и целый ряд формальных процедур, которые сложнее и длительнее, чем для дайверов. Дайвер, который погружается под воду самостоятельно, делает это на свой страх и риск и сам несет ответственность за свою безопасность. За водолаза при исполнении служебных обязанностей несет ответственность организация, которая предъявляет к водолазу и к снаряжению широкий комплекс формальных требований.
Некоторые элементы снаряжения, например средства подводного освещения являются универсальными и могут использоваться как при работах, так и при рекреационном дайвинге.
– Подойдем к главной теме нашей встречи. Судостроение. Что подтолкнуло приборостроительный завод заняться судостроением?
– Во-первых, острое желание не остаться "за бортом" горячих событий. Примерно в конце 2000-х – в начале 2010-х гг. в СМИ прокатилась волна информации о серьезной проблеме состояния судового состава в РФ. Это подтверждалось разнообразными исследованиями и отчетами. Тогда же были опубликованы анонсы масштабных государственных судостроительных программ, которые в настоящий момент активно реализуются. В 2010 г. мы провели самостоятельное исследование рынка малотоннажного флота. Флот нас интересовал, в первую очередь, как объект судового снабжения, ведь наше водолазное, пожарное, спасательное оборудование всегда поставлялось и сейчас поставляется на строящиеся, ремонтируемые и модернизируемые корабли и суда. В результате этого исследования мы поняли, что масштабные программы еще не скоро дотянутся до малотоннажного вспомогательного флота, в том числе – спасательного. Тогда и пришла идея самим строить суда, которые будут являться носителями нашего водолазного и спасательного оборудования и снаряжения в составе специализированных контейнерных комплексов.
Во-вторых, абсолютная уверенность в том, что отстроенная система производственных и обеспечивающих процессов предприятия в полной мере обеспечит освоение судостроительной номенклатуры. Ведь сложность-то не в размере объекта, который создается, будь то пожарный аппарат или катер, а в наличии или отсутствии системы разработки и освоения в производстве новых изделий. У нас такая система была и есть.
– В каком году вы построили первое судно?
– В середине 2013 г. завершено строительство головного поисково-спасательного катера проекта 23370 с водолазным комплексом, а также заложены корпуса последующих серийных катеров. Головной катер проекта 23370 был построен в рекордные сроки: в течение года с начала проектирования. За первые три года работы судостроительного производства было сдано 12 морских катеров-катамаранов водоизмещением 120 тонн.
С тех пор малотоннажное модульное судостроение – одно из основных направлений нашей деятельности. Были и другие рекорды – например, в течение одного года было построено более 40 буксирно-моторных катеров.
Модульный морской катамаран – большой гидрографический катер пр. 23370Г / Фото: АО "КАМПО"
– Какие суда сегодня вы можете строить?
– Многофункциональные морские модульные катера-катамараны различного назначения на базе универсальных платформ проектов 23370М и 23370Г, многофункциональные рабочие катера, буксирно-моторные катера и катера-бонопостановщики, модульные плавучие причалы и рабочие площадки, плашкоуты и другие модульные несамоходные плавсредства.
– В чем особенность модульного судостроения? Эта тема сейчас на слуху. Вы практически применяете этот метод?
– Да, мы применяем модульный способ строительства судов, начиная с первого заказа.
Если кратко, то модульное судно – это конструктор. Все его элементы – от корпусов до надстройки, включая каюты и помещения судна, комплексы специального оборудования, производятся в заводских условиях. А это – отапливаемые освещенные цеха, контроль качества на каждом этапе производства, соблюдение норм охраны труда.
Блок-модули судов поставляются с завода к месту их эксплуатации в высокой степени заводской готовности, имеют полное техническое насыщение и отделку. Достройка судов может проводиться вне судостроительного предприятия, на площадке, оснащенной крановым оборудованием.
Модульный подход обеспечивает возможность доставки судов наземным транспортом в любую точку страны, в том числе на акватории, ограниченные несудоходными участками. Это – экономия ресурса механизмов на перегоне судна с завода-строителя к пункту базирования, возможность быстрого наращивания производства в удаленных регионах.
Основной эффект от применения модульного подхода – сокращение времени и повышение качества выполнения работ. Он наиболее очевиден при обстройке судовых помещений – мы просто устанавливаем готовые модули помещений как детали конструктора. Они уже полностью готовы, остается только подключить модули к системам судна – электропитание, водоснабжение, канализация и т.д.
Интерьер модульной каюты / Фото: АО "КАМПО"
Это намного практичнее и дешевле, чем при традиционном способе обстройки судовых интерьеров, что достигается за счет исключения таких факторов, как хранение запасных частей на складе и их учет строителем объекта, повреждение интерьеров помещений во время проведения работ – электромонтажных, сварочных, погрузочных, включая перемещение деталей и комплектующих в условиях стесненного пространства.
При использовании модульного подхода, где каждый модуль представляет собой отдельную сборочную единицу, упрощается планирование, контроль и стоимость логистики, сокращается количество контрагентов и управленческие издержки.
– Это должно утверждаться на стадии проекта?
– Конечно. Применение модульных помещений закладывается в проект судна и утверждается на стадии проектирования. Это создает дополнительные непривычные задачи для проектанта, но это гораздо выгоднее и быстрее в рамках задачи сдачи готового судна. Чем быстрее судно поступит в эксплуатацию, тем лучше.
– Как вы пришли к созданию мебели?
– Все началось с кабинетной мебели. У нас было мебельное производство, на котором изготавливалась кабинетная и офисная мебель как для собственных нужд предприятия, так и по коммерческим заказам. Когда нам понадобилась мебель для оснащения наших катеров, мы на базе этой структуры создали производство судовой мебели и модульных судовых помещений, которые были использованы при строительстве морских катамаранов проектов 23370, 23370м и 23370Г.
Судовая мебель АО "КАМПО" в каюте модульного катера пр. 23370Г / Фото: АО "КАМПО"
Судовая мебель "КАМПО" соответствует требованиям Российского морского регистра судоходства. На сегодняшний день нами произведена интерьерная обстройка порядка 100 судостроительных заказов – от катеров до нефтяных платформ. Судовая мебель АО "КАМПО" установлена в кают-компании спасательного судна "ЭПРОН" в качестве подарка экипажу к юбилею судна.
– Можно подробнее рассказать о модульных причалах? Сейчас эта тема активно обсуждается в рамках развития речного судоходства.
– Совокупность модульных технических решений может уменьшить инфраструктурные ограничения развития судоходства на внутренних водных путях, в том числе способствовать осуществлению проектов и программ развития речного транспорта в отдаленных районах.
Модульные понтонные причалы строятся на базе унифицированных стальных понтонов и могут иметь различные размерения и конфигурацию. На них может быть размещена строительная техника, оборудование, транспортные средства, объекты жилого и хозяйственного назначения, пропускные пункты, билетные кассы, медпункты, залы ожидания, кафе, точки розничной торговли и многое другое. Внутреннее пространство понтонов также может нести полезную нагрузку – в нем могут быть обустроены склады, мастерские и другие хозяйственные помещения.
Модульный плавучий причал / Фото: АО "КАМПО"
– Насколько сложна установка модульного плавучего причала?
– Установка модульных причалов неизмеримо менее трудоемка по сравнению со строительством капитальных причальных сооружений и, следовательно, создает экономию по времени и финансовым издержкам, поэтому они могут стать основой оперативного формирования береговых комплексов базирования и обслуживания судов.
Например, понтонный причал АО "КАМПО" собирается на плаву силами бригады из 4 человек. Сборка и разборка с использованием оригинальных быстроразъемных соединений "Дуплекс®" может производиться многократно.
– Сталкиваетесь с кадровым голодом?
– Это острая проблема для большинства производственных предприятий. Мы предъявляем высокие требования к кандидатам и в плане профессиональных компетенций, и в плане дисциплины¸ и в плане исполнения утвержденных регламентов и процедур. Не каждый психологически способен и готов работать в нашей организации. Но мы проводим системную работу по привлечению, адаптации и обучению молодых специалистов, в том числе из других городов, формируем кадровый резерв и готовим кандидатов на руководящие должности. Для привлекаемых иногородних специалистов мы обеспечиваем условия для жизни и работы в Орехово-Зуево, помогаем с поиском жилья, компенсируем расходы на транспорт и т.д.
– Какие планы строите на ближайшее будущее?
– Планов много, в том числе реализация новых судостроительных проектов. С прошлого года мы освоили алюминиевое судостроение, строим скоростные катера. Например, сейчас выполняем заказ на строительство многофункциональных катеров с аппарелью, которые востребованы в качестве катеров логистической поддержки тех или иных работ, например строительных или гидротехнических. Такие катера могут применяться для разгрузки судов на рейде, в том числе на необорудованный берег. У нас есть исполнение многофункционального катера с аппарелью в стальном варианте. Он менее быстроходный, высокая скорость требуется не всегда, при этом он дешевле, проще в эксплуатации и обслуживании по сравнению с алюминиевым.
Многофункциональный катер с аппарелью / Фото: АО "КАМПО"
В процессе проектирования и строительства скоростных катеров разработали и освоили в производстве совершенно новый продукт – кресло для скоростных катеров "КСК", которое может использоваться на любых скоростных судах и катерах как в качестве кресла судоводителя, так и для пассажиров. Поэтому мы планируем устанавливать их не только на свои катера, но и предлагаем на рынок в качестве импортозамещающего товара.
Кресло судовое для скоростных катеров "КСК" / Фото: АО "КАМПО"
Планируем и дальше развивать наше крупное направление модульных понтонов, которые могут быть весьма востребованы для формирования прибрежной инфраструктуры, необходимой для развития речного судоходства в удаленных регионах страны.