малотоннажное модульное
судостроение и контейнеры

Комплексный подход к организации работ по очистке водных объектов (журнал «Гидротехника», №2-2016).

Одной из основных проблем водохозяйственного комплекса страны является высокий уровень негативного антропогенного воздействия на водные объекты и, как следствие, ухудшение их экологического состояния.

Сегодня борьба с загрязнением водоемов и обеспечение безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений является одной из приоритетных задач Министерства экологии и природопользования РФ. По данным, приведенным в Водной стратегии РФ до 2020 года, в водные объекты страны ежегодно поступает около 11 млн. тонн загрязняющих веществ: нефть, нефтепродукты и тяжелые металлы, имеющие высокую токсичность и уничтожающие флору и фауну водоемов.

Помимо стоков, проблемой является загрязнение водоемов бытовым и строительным мусором. В пределах акваторий городов эта проблема присутствует повсеместно. По данным Общества охраны природы Московской области на дне Москвы-реки в пределах города Москвы слой мусора достигает 1-2 метров. В результате скопления мусора на дне рек образуются наносы и искусственные островки, что ведет к нарушению гидрологического режима и к отмиранию русла рек.

Еще одной причиной «болезни» наших рек является состояние гидротехнических сооружений, старение и технический износ плотин, водосборных, водоспускных и водовыпускных сооружений, каналов и шлюзов, накопителей стоков.


В рамках действующей программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» предусмотрено проведение регулярного экологического мониторинга водных объектов, работ по очистке русел рек, сточных и поверхностных вод, строительство и реконструкция очистных и гидротехнических сооружений.

Поскольку задачи программы носят комплексный характер, то и подход к их решению должен быть комплексным. Наиболее эффективным способом решения проблемы экологического состояния водоемов с учетом их специфики является использование комплекса технических средств в составе многофункциональных экологических судов типовых проектов, малых экологических катеров для проведения отдельных работ на мелководье, специализированного оборудования для проведения работ и создания необходимой береговой инфраструктуры, обеспечивающей функционирование указанного комплекса.

Такой комплексный подход позволит эффективно выполнять работы по содержанию водоемов - от экомониторинга и обследования до проведения работ по очистке поверхности и дна акваторий, включая подъем и транспортировку мусора к берегу, работы по ликвидации авариных разливов нефти и нефтепродуктов (ЛАРН).

Учитывая высокий износ технического флота в большинстве регионов страны и необходимость его обновления, целесообразно внедрение в эксплуатацию экологических судов, способных выполнять полный спектр работ на водоемах. Это позволит сократить время и издержки на обновление технического флота за счет сокращения численного состава необходимых судов благодаря их многофункциональности.


Многофункциональные экологические суда должны иметь штатное грузоподъемное оборудование и большую свободную площадь палубы для размещения на ней специализированного оборудования, техники и поднятых из воды крупногабаритных объектов.

Примером такого судна является многофункциональное рабочее судно проекта 02530, спроектированное на подмосковном предприятии «КАМПО», которое мы уже рассматривали в одном из предыдущих номеров нашего издания (№2-2015 г.).

Проект данного судна является российской разработкой, отвечающей задаче эффективного обеспечения экологических работ по очистке водных объектов, так как судно способно самостоятельно выполнять весь спектр работ в рамках водоохранной деятельности и может перевозиться автомобильным транспортом и доставляться на замкнутые водоемы и акватории рек, ограниченные несудоходными участками.

Судно имеет высокий экологический класс и может использоваться на водоемах, предназначенных для хозяйственно-питьевого водоснабжения, культурно-бытовых нужд населения и для рыбохозяйственных целей.

Многофункциональное рабочее судно проекта 02530 представляет собой однокорпусное судно со съемной одноярусной или двухъярусной надстройкой и  сплошной рабочей палубой. Судно может быть оснащено откидной аппарелью для заезда и транспортировки автотехники, транспортером для сбора плавающего мусора с поверхности акватории и носовыми упорами  для буксировки плавсредств.

Экологическое судно на базе проекта 02530 может выполнять следующие задачи:

  • подъем из воды мусора, в том числе крупногабаритных объектов (бревна, мелкая колесная техника, бытовая техника),
  • транспортировка и разгрузка на берег мусора, поднятого со дна водоема,
  • уборка и транспортировка донных отложений,
  • обеспечение проведения специализированных работ при условии размещения на судне спецоборудования: ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов, проведение экомониторинга водоемов, водолазные работы при обследовании дна.

Специализированное оборудование для проведения различных работ может быть как штатным, так и съемным, в том числе в составе контейнерных модулей на базе 10-футовых стандартных контейнеров, которые, при необходимости, могут быть установлены на водный и на грузовой автомобильный транспорт. Тем самым обеспечивается быстрая доставка спецоборудования в любое место назначения.



Помимо многофункциональных экологических судов для проведения работ по очистке водных объектов, особенно на мелководье, в том числе на малых реках и в протоках, целесообразно применение малых экологических катеров. Эти катера могут успешно применяться в комплексе с многофункциональными экологическими судами в качестве вспомогательных технических средств, либо там, где указанные суда не могут работать в силу больших габаритов.

Необходимым условием обеспечения работы экологических судов и катеров является наличие соответствующей береговой инфраструктуры. При этом данное условие распространено не повсеместно, и в случае ее отсутствия целесообразно применение быстровозводимых модульных объектов береговой инфраструктуры. Наиболее востребованы – плавучие причалы, пирсы и рабочие площадки, способные обеспечить не только швартовку судов, но и проведение погрузочно-разгрузочных работ и размещение на палубе спецтехники, оборудования и контейнерных модулей.

Модульные объекты береговой инфраструктуры являются сборно-разборными конструкциями из стальных понтонных модулей, скрепляемых между собой при помощи быстроразъемных креплений. Ключевым преимуществом модульных плавучих сооружений является сокращение сроков и финансовых издержек при их возведении по сравнению с объектами капитального строительства. Данные сооружения возможно использовать как самостоятельно, так и в дополнение к капитальным объектам инфраструктуры.

Общим преимуществом вышеописанного подхода как к проведению работ на водоемах с использованием экологических судов и контейнерных модулей специального назначения, так и к обустройству береговой инфраструктуры с использованием быстровозводимых сборно-разборных модульных объектов является их транспортабельность и возможность оперативной доставки в любое место назначения, а также возможность их передислокации.

Подобный подход создания на базе типовых проектов плавсредств различного назначения и конфигурации уже используется в Вооруженных Силах Российской Федерации. Так, в составе ВМФ эксплуатируются как модульные плавучие комплексы базирования флота, так и модульные катера, спроектированные и построенные АО «КАМПО». Данный подход может быть востребован и в гражданском секторе, в частности в рамках выполнения государственных экологических программ, направленных на защиту и восстановление водных объектов

В силу масштабов территории нашей страны, протяженности водных путей и большого количества крупных населенных пунктов, расположенных на водных объектах, задача  внедрения единого подхода к организации содержания акваторий на базе универсального комплекса технических средств должна решаться на государственном уровне для обеспечения требований водного кодекса РФ.