Сегодня в России уделяется серьезное внимание развитию удаленных регионов, освоение которых непосредственно связано с состоянием их транспортной инфраструктуры.
В Российской Федерации, с ее обширной территорией и неравномерным распределением транспортных путей данная зависимость имеет ярко выраженный характер.
В европейской части РФ существует развитая сеть автомобильных, железных дорог и единая система внутренних водных путей (ВВП) с регулярным транспортным сообщением. В районах Крайнего Севера и в Сибири ситуация иная – там находится большое количество населенных пунктов, не имеющих постоянной связи с транспортной системой страны, для них важнейшим средством сообщения является водный транспорт.
Развитие водного транспорта находится в ряду государственных приоритетов. Происходит активное развитие береговой инфраструктуры и флота Северного морского пути, создаются международные транспортные коридоры, принимаются меры к повышению технического состояния и пропускной способности ВВП.
Но пока как в России в целом, так и в ряде районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в том числе в Сибири регулярное судоходство по ВВП сокращается, что связано как с их техническим состоянием, так и с сокращением флота.
По данным исследований Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, за 20 лет протяженность судоходных путей России уменьшилась на 28%. По данным пресс-службы правительства Омской области, существует проблема судоходства на реках Западной Сибири - требуется комплексная реконструкция водных путей на реках Томь, Кета, Тура и Тобол. По данным Министерства транспорта и дорожного хозяйства республики Саха (Якутия) возникают сложности по поддержанию гарантированных глубин на реках Яна и Индигирка из-за старения и нехватки технического флота. В труднодоступные населенные пункты грузы приходится доставлять по автозимникам или авиацией.
Транспортная система РФ при своей неоднородности позволяет сочетать различные виды сообщения и, таким образом, снижать влияние инфраструктурных ограничений. Эта особенность заложена в основу проектов мобильных модульных комплексов (ММК) технических средств на базе транспортных носителей.
ММК состоит из транспортного средства-носителя и функциональных модулей на базе штатно закрепляемых 20- и 10-футовых контейнеров. Оборудование в модуле оптимально скомпоновано, закреплено, не требует организации складского хранения и готово к использованию.
Модули комплектуются в зависимости от задач, например обеспечение деятельности передвижных медицинских бригад, мониторинг окружающей среды, водолазные и подводно-технические работы, ликвидация разливов нефти, помощь населению в зонах ЧС, в том числе при наводнениях, которым подвержены обширные районы Сибири и Дальнего Востока.
Модули могут перевозиться стандартным автомобильным, железнодорожным, водным транспортом или грузовыми вертолетами. Они могут эксплуатироваться в передвижном режиме, с возможностью перестановки модулей с одного типа транспортного средства на другой либо независимо от транспорта-носителя в режиме временного размещения.
Ограничениями для использования мобильных модульных комплексов на базе водного транспорта являются отсутствие необходимой береговой инфраструктуры и судов с достаточным палубным пространством для размещения модулей, проведения работ, размещения бригад специалистов, а также сложность доставки судов в удаленные районы страны.
Данная проблема может быть решена путем применения модульного подхода к строительству плавсредств по технологии серийной сборки отдельных блок-модулей на судостроительном предприятии, перевозки их стандартным грузовым транспортом в пределах разрешенных габаритов и быстрой сборки на месте назначения.
Блок-модули поставляются в высокой степени заводской готовности, имеют полное техническое насыщение и отделку. Достройка судов может проводиться вне судостроительного предприятия, на площадке, оснащенной крановым оборудованием.
Модульный подход обеспечивает возможность удаленного строительства плавсредств и средств их базирования с последующей доставкой в любую точку страны, в том числе на акватории, ограниченные несудоходными участками.
Модульный принцип проектирования и строительства кораблей уже успешно реализован. Так, в 2013 году был передан заказчику первый модульный катер-катамаран проекта 23370, спроектированный и построенный на заводе ОАО «КАМПО» в рамках трехлетнего контракта на поставку 12 катеров поисково-спасательного обеспечения.
Катер является носителем функциональных модулей с водолазным оборудованием и аварийно-спасательным имуществом.
Катер сформирован из семи блок-модулей. При размерениях 20х9 м свободная площадь палубы катера при снятых контейнерах составляет 100 м2. Катер может принимать на борт крупногабаритную технику, автомобили типа УАЗ и ГАЗЕЛЬ, людей и грузы. Для проведения грузовых операций в корме катера расположен 5-тонный гидравлический кран-манипулятор. Катер обладает достаточной обитаемостью для 8 человек экипажа и специалистов.
В зависимости от состава оборудования в функциональных модулях катер может использоваться, в том числе, как водолазный, медицинский, гидрографический, обстановочный и катер экологического мониторинга.
Катер построен по требованиям РР на класс КМ✪Ice1R3AUT3.
Это первый в России практический опыт применения модульного подхода к строительству судов, но не единственный.
ОАО «КАМПО» строит не только модульные катера, но и модульные понтонные системы (МПС), преимуществом которых является возможность многократной сборки на плаву с использованием оригинальных быстроразъемных соединений и формирования линейки стоечных и самоходных судов. Обладая высокой грузоподъемностью, МПС могут использоваться для размещения строительной техники, оборудования, транспортных средств, объектов жилого и хозяйственного назначения. В настоящее время строятся два причальных комплекса.
На базе МПС разработан проект модульного парома. Корпус парома формируется из шести блок-модулей длиной 6 и 12 метров. При размерениях 20х7,8 м площадь палубы составляет 100 м2. Грузоподъемность - 54 т. Носовая аппарель с ручным приводом позволяет принимать груз с причала и с необорудованного берега.
Паром спроектирован под требования РР на класс РРР+О-ПР2.0А.
Благодаря разработке и внедрению модульного подхода к строительству судов и их комплектации специализированным оборудованием ОАО «КАМПО», несмотря на отсутствие выходов к судоходным путям, серийно производит морские суда для работы на различных бассейнах.
Комплекс модульных технических средств с возможностью их доставки к месту проведения работ и последующей передислокации позволит решать разноплановые задачи в труднодоступных районах страны и может стать весомым вкладом в реализацию региональных проектов и программ.