малотоннажное модульное
судостроение и контейнеры

Модульные понтонные системы для строительства объектов береговой инфраструктуры («Гидротехника», №4 2014 г.)

В настоящее время в России ряд государственных программ направлен на развитие отечественного судостроения. Это федеральные целевые программы «Развитие судостроения на 2013-2030 гг.», «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы, «Развитие транспортной инфраструктуры России (2010-2020 гг.)», реализация которых влечет за собой не только обновление флота, но и необходимость развития береговой инфраструктуры. Поскольку большинство существующих объектов береговой инфраструктуры имеет срок службы 50 лет и более, требуется либо их капитальный ремонт, либо строительство новых сооружений. Данный вопрос чрезвычайно важен в свете реализации региональных программ в области освоения природных ресурсов труднодоступных регионов страны: Арктика, Сибирь, Дальний Восток.

В разрезе указанных задач необходимо внедрение новых технологий, позволяющих возводить объекты береговой инфраструктуры в короткие сроки при минимизации издержек, связанных с капитальным строительством. Необходимо внедрять в практику проведения работ на акваториях современные средства для транспортировки, размещения и эксплуатации техники и  оборудования для строительства и ремонта гидротехнических сооружений и мостов, обследовательских, подводно-технических и дноуглубительных работ.

В практике ведущих в области создания морской техники стран – Нидерланды, Великобритания, Франция, США – для этих целей широко применяются модульные понтонные системы (Ponton Modular Systems, МПС) - плавучие сооружения из стальных понтонов, собираемые в плавсредства различной конфигурации и назначения – рабочие площадки, паромы, катера, плавучие причалы и пирсы.

Ключевыми отличиями МПС от плавучих сооружений  на базе крупногабаритных понтонов, соединяемых при помощи сварки, являются габариты понтонов, унифицированные под допустимые транспортные габариты и использование системы быстроразъемных креплений для соединения их в единую систему. 

Данные отличия обуславливают возможность быстрой передислокации объектов за счет возможности перевозки понтонов по дорогам общего пользования, применения стандартных логистических схем при их перегрузке и хранении, возможность многократной сборки и разборки объектов на плаву при помощи берегового грузового крана либо плавкрана, силами рабочей бригады из 4-5 человек.

В российской практике на сегодняшний день МПС пока не получили широкого распространения, но уже сейчас можно говорить о реализуемых проектах их применения. В качестве примера приведем модульный плавучий комплекс в составе плавучего причала и рабочей площадки, спроектированный ОАО «КАМПО».

 

Плавучий причал

Плавучий причал предназначен для швартовки и стоянки судов водоизмещением до 350 т.

Удельная прочность палубы причала 4 т/м² обеспечивает въезд/выезд колесной техники с нагрузкой на ось до 8 т. 

Толщина настила палубы причала 10 мм, бортов – 8 мм, днища – 6 мм гарантирует долговечность конструкции и устойчивость к ударным нагрузкам при швартовке судов.

Причал оборудован колесоотбойниками, мостом на берег,  якорными клюзами, кнехтами и кранцевой защитой для обеспечения швартовки судов, электрическими распределительными щитами для обеспечения приема берегового питания, мачтами с сигнальными огнями и светильниками палубного освещения.

Для доступа во внутренние помещения модулей предусмотрены палубные люки 1200х800 мм и съемные трапы. Внутренние помещения оборудованы системами освещения и вентиляции и могут использоваться для хранения оборудования и имущества.

На палубе причала могут быть установлены контейнерные комплексы различного назначения.

Эксплуатация причала возможна в условиях морских приливов высотой до 3 м, морского волнения до 3 баллов, ледового припая.

 

Плавучая рабочая площадка

Рабочая площадка предназначена для размещения оборудования и спецтехники -  энергетического оборудования,  автокрана, экскаватора и контейнерных комплексов для проведения аварийно-спасательных, подводно-технических, строительных, судоподъемных работ.

Площадка оборудована кнехтами, кранцевой защитой, палубными люками и съемными трапами для доступа во внутренние помещения, съемной перегрузочной треногой, мачтой с сигнальными огнями, светильниками палубного освещения.

Малая осадка площадки 0,4 м обеспечивает возможность ее эксплуатации как на судоходных водных путях, так и на мелководье.

Эксплуатация площадки возможна в условиях морского волнения до 3 баллов.

В июле 2014 г. были проведены заводские испытания рабочей площадки. Понтоны были доставлены к месту испытаний стандартным транспортом и поставлены на плав при помощи автокрана. Сборка площадки была проведена на плаву. В результате испытаний были подтверждены заявленные технические и эксплуатационные характеристики площадки и работоспособность оригинальных быстроразъемных соединений, являющихся собственной разработкой ОАО «КАМПО».

Использование модульных понтонных систем позволит сократить финансовые издержки на капитальное строительство и сроки возведения объектов береговой инфраструктуры для базирования и обслуживания судов и спецтехники: причалы, пирсы, мосты, дебаркадеры, вертолетные площадки, площадки для размещения контейнерных комплексов различного назначения. Это открывает широкие перспективы по их применению в рамках решения задач, направленных на проведение специализированных работ на акваториях, обновление флота и организацию пунктов базирования плавсредств.