Эффективное функционирование вспомогательного и технического флота необходимо для успешной реализации перспективных проектов, затрагивающих экономические интересы страны в морской зоне. Это развитие портовой инфраструктуры, освоение нефтяных и газовых месторождений континентального шельфа, развитие Северного морского пути.
В условиях устаревания судов вспомогательного и технического флота, средний возраст которых сегодня составляет более 25 лет, необходимо применение новых подходов к судостроению, обеспечивающих оперативное обновление флота при минимизации издержек, связанных с проектированием, строительством и вводом судов в эксплуатацию. Новые суда должны быть многофункциональными, технологичными в постройке и экономичными в эксплуатации.
В этом направлении идет обновление судового состава поисково-спасательного флота. Примером данного подхода является многофункциональный модульный катер проекта 23370, спроектированный ОАО «КАМПО» совместно с ООО «КВАРТЕТ СПБ» и строящийся на ОАО «КАМПО» в рамках государственного контракта.
Катер представляет собой универсальную рабочую платформу катамаранного типа, на базе которой могут создаваться катера различного назначения.
По сравнению с судами аналогичных размерений катер имеет бóльшую свободную площадь палубы (100 м²), на которой могут быть установлены сменные функциональные модули на базе 10- и 20-футовых морских контейнеров, укомплектованных различным специальным оборудованием, состав которого и определяет назначение катера. На базе проекта 23370 могут строиться не только водолазные и поисково-спасательные катера, но и медицинские, гидрографические, экологические и другие востребованные сегодня катера.
Преимуществом катера является возможность его доставки к месту назначения в разобранном состоянии стандартным грузовым транспортом в виде отдельных блок-модулей с полным техническим насыщением и отделкой. Окончательная сборка катера происходит на минимально оборудованной достроечной площадке.
Таким образом, модульный подход к строительству обеспечивает возможность удаленного строительства и доставки катера на любые акватории страны, а модульный подход к комплектованию обеспечивает многофункциональность проекта и возможность удовлетворения потребностей как военных, так и гражданских заказчиков.
В 2013 году головной катер в серии из 12 катеров был принят в состав флота и в том же году подтвердил свою многофункциональность и способность заменить собой несколько узкоспециализированных судов. Катер был привлечен к проведению операции по подъему затонувшего автомобиля со дна реки Невы и самостоятельно выполнил:
- поиск объекта с помощью гидролокатора бокового обзора;
- обеспечение водолазного обследования и остропки объекта;
- подъем объекта и погрузку на палубу при помощи штатного крана-манипулятора;
- транспортировку объекта на собственной палубе к причалу.
При проведении данной операции без использования катера проекта 23370 потребовались бы дополнительные плавсредства: катер с гидроакустическим комплексом для поиска объекта, водолазный катер, плавкран и баржа с буксиром для подъема и транспортировки объекта на берег.
Модульный подход реализуется не только в строительстве катеров, но и в создании модульных понтонных систем (МПС), применяемых для создания объектов береговой инфраструктуры: причалов и пирсов, плавучих площадок, наплавных мостов.
Проектантом и производителем МПС является ОАО «КАМПО».
МПС представляют собой набор унифицированных стальных понтонных модулей, образующих плавсредства различной конфигурации и назначения. Для стыковки понтонов используются оригинальные быстроразъемные крепления «Дуплекс».
Понтонные модули доставляются к месту назначения стандартным грузовым автотранспортом, где из них формируются различные плавсредства. Грузоподъемные операции по спуску/подъему понтонных модулей выполняются с помощью стандартного автокрана.
Особенностью МПС является возможность их технического обслуживания и хранения в разобранном состоянии на берегу, в том числе в зимний период.
Допускается многократная сборка/разборка МПС, что обеспечивает возможность передислокации объектов и ремонта их отдельных элементов без вывода из эксплуатации всего комплекса.
В качестве примера применения МПС для создания объектов береговой инфраструктуры можно привести модульный плавучий комплекс базирования (МПКБ) проекта 02210, состоящий из плавучего причала и плавучей рабочей площадки.
Плавучий причал предназначен для швартовки и стоянки судов водоизмещением до 350 т. На палубе причала могут быть установлены контейнерные комплексы различного назначения, грузоподъемные устройства и перемещаемое оборудование.
Плавучая рабочая площадка предназначена для размещения оборудования и спецтехники для проведения аварийно-спасательных, подводно-технических, строительных и других работ. Особенностью площадки является малая осадка (0,4 м), что обеспечивает возможность ее эксплуатации не только на судоходных участках, но и на мелководье.
На базе модульных понтонных систем могут создаваться не только стоечные и буксируемые плавсредства, но и самоходные – рабочие катера, паромы, баржи.
Применение многофункциональных плавсредств, построенных и укомплектованных по модульному принципу, открывает широкие перспективы в рамках решения задач обновления флота и организации пунктов базирования судов.